Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста
«Превращение Снеговика»
Автор: воспитатель Дубкова Наталья Львовна
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через исследования свойства воды.
Задачи:
Обучающая: способствовать накоплению у детей представлений о трех агрегатных состояниях воды.
Развивающая: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.
Образовательные области деятельности:
«Познавательное развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Художественно - эстетическое развитие»;
«Речевое развитие».
«Физическое развитие»;
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Методы и приемы работы: экспериментирование, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.
Планируемый результат: расширение представлений детей о свойствах воды и о разных ее состояниях. Дальнейшее использование детьми полученных знаний в повседневной жизни.
Оборудование: чемодан исследователя, лупы, варежки, стаканчики, схема опыта пробирки, соль, емкость с водой, снег, «дневнички-снеговички», клей карандаш, шапочки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
I. Мотивационно-побудительный этап.
Воспитатель:
- Здравствуйте, меня зовут Наталья Львовна, я приехала к вам в гости. Мои дети , узнав, что я собираюсь к вам, попросили передать видеопослание. (Предлагает посмотреть видеообращение от детей.)
Текст обращения:
«Здравствуйте , ребята! Наша воспитатель Наталья Львовна, сегодня поехала к вам в гости, мы приготовили для вас небольшой сюрприз, но сначала отгадайте загадку.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … (снеговик).
-Правильно.
Дети расходятся в стороны, и показываю снеговика.
- Он может превращаться и таит в себе загадки, а разгадать их вам поможет «Волшебный чемоданчик».
II. Организационно-поисковый этап.
Воспитатель приглашает к столу детей, где стоит поднос со снегом и «Волшебный чемоданчик». Открывают чемодан, рассматривают, что в нем находится.
- Дети, вы знаете, как называется профессия людей, которые что-то изучают, зачем то наблюдают, а потом делают выводы, открытия. (Ответы детей.)
- Для того чтобы начать изучать, нам нужно превратиться в ученых. Смотрите, в чемоданчике есть колпачки, они нам помогут превратиться в ученых, вы желаете?
( воспитатель раздает атрибуты)
-Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.
-Теперь мы стали люди ученые, мудрые и умные.
-Как вы думаете, что случилось со Снеговиком? (ответы детей )
-А почему это произошло? (ответы детей)
-Да, давайте изучать снег, может быть, нам удастся найти ответы на наши вопросы и еще нам в этом помогут карты-схемы!
-Ученые, как вы думаете, что нужно нам, чтобы рассмотреть снег?
-Правильно, лупы. Берите их. А снег какой? Предлагаю одеть по рукавице на руку т.к. снег холодный. ( Дети берут по одной рукавице. Идут к снегу, рассматривают снег на рукавице через лупу.)
- Что такое снег? Из чего состоит снег? Сколько лучиков у снежинок?( ответы детей)
-Как снег превратить обратно в воду?( ответы детей)
-А можем ли мы превратить воду в снег или лед?
-Как заморозить?
-Тут есть схема! (достает схему опыта, и рассматривают ее все вместе)
- У меня в чемоданчике есть секретное вещество, которое поможет нам заморозить воду без холодильника!
-Что нужно для опыта? ( рассматривают и действуют по схеме)
1.Дети берут по 2 стакана в чемоданчике и набирают в них снег варежкой.
2. В один из стаканов насыпают 2 ложки.
3. Берут по 2 пробирки и набирают воду (из контейнера с водой) .
4.Помещают пробирки с водой в стаканчики.
-А теперь подождем и немного отдохнем.
Физкультминутка.
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки?
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи.
-Ученые! Что произошло со снегом, в который мы добавили соль? Как вы думаете, что стало с водой в пробирках? В каком стаканчике замерзла? Давайте проверим. (ответы детей)
-Оказывается, снег растаял от соли, но соль охладила все вокруг, заморозив и воду в пробирке. (Дети смотрят, что вода не замерзла в снегу, но замерзла, где снег с солью) -Как вы думаете, почему так получилось.) Как это свойство снега помогло бы нашему Снеговику устоять в тепле?
-Возможно это сейчас? (ответы детей)
III. Рефлексивный этап.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит поднос с картинками.
- Все ученые фиксируют свои открытия. Я вам тоже предлагаю каждому записать все, что мы сегодня делали в «дневнички-снеговички», что бы в дальнейшем использовать полученные знания и поделиться ими с друзьями и родителями.
-Расскажите, что мы изучали, что узнали нового и т.д.
-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю продолжить опыты, оставлю вам стаканчик с соляным снегом, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко, и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет, когда вся вода испарится!
Ну, а мне пора с вами прощаться! До свидания!
Карты-схемы
|