|
Образовательное пространство детского сада
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
"Весёлая лаборатория" - центр познавательно-исследовательской деятельности.
В нашем детском саду создана лаборатория детских исследований, предназначена, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Лаборатория оснащена:
- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);
- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);
- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);
- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);
- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).
"Книжкин дом" - центр художественно-эстетического развития
Библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — чудесные познания и привести в действие, которое вдохновляет на творчество, а также сделать процесс чтения для маленького читателя эмоционально-увлекательным, желанным и радостным. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее, при желании взять её домой. На стенах расположены портреты детских писателей. Дети знакомятся с их биографиями, творчеством. Есть возможность проводить занятия с элементами сказкотерапии, музыкотерапии арттерапии, что способствовало развитию психических познавательных процессов у детей, улучшало их эмоциональное состояние, способствовало эмоциональному благополучию детей.
Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.Таким образом грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду
- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
В библиотеке детского сада организованы: Специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; Разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
Портреты детских писателей и поэтов.
Библиотека оформляется каждую неделю по разным тематикам в соответствии с планом образовательной деятельности.
"Пещеходик" - центр познавательного развития
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В нашем детском саду созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. Предметно-развивающая среда , организованная нашими сотрудниками способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
Центр оснащен: Атрибутами для сюжетно- ролевых игр «Водители», «Проезжая часть» и т. д. (жезл, фуражка, свисток, рули и другие.) ; • Атрибутами для подвижных игр по ПДД (рули, шапочки и т. д.) ; • Светофор; • Макет улицы с транспортными средствами, перекрестками, дорожными знаками; • Демонстрационный материал «Транспорт», плакаты ; •Транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые автомобили, автобусы, пожарная машина, скорая помощь и т. д.);
"Комната радости" - центр психо-эмоциональной разгрузки
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому ребёнку, что необходимо для развития познавательных процессов, речи, и эмоционально-волевой сферы, а так же реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей, является доступной и безопасной. Образовательное пространство оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх. Интересное и яркое оформление интерьера и насыщение его разнообразными игрушками помогает детям адаптироваться к условиям работы в комнате. В комнате проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми (5-7 человек) и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
"Развивай-ка"
Предметно - развивающая среда центра организована, с использованием Монтессори-оборудования. Организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира.
Организованная, в нашем центре предметно-развивающая среда по методу М. Монтессори представлена огромным количеством специализированного оборудования и материалов, направленных на различные виды коррекции: сенсорные нарушения, речевое нарушение, мелкой моторики и т.д. Так, например, для сенсорного развития используются: рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.Блоки цилиндров, Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, наборы из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью, которые мы так же применяем на практике. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают.Эти игры хорошо развивают моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе,счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):В комнате находятся развивающие материалы: из практической жизни (переливание воды, пересыпание риса, уход за обувью, рамки — застежки, сенсорного развития (звуковые коробочки, цилиндры, розовая башня, рамки и вкладыши, языковая зона (буквы на шероховатой бумаге, деревянные буквы, карточки, математическая зона, знания об окружающем мире (карты-паззлы, к примеру).
"Творческая мастерская"
Центр создан «по законам красоты» способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию творческих способностей.Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к сверстникам, детскому учреждению, желанию посещать его.
|
|